8-906 -033-55-88

Питание в школе


Путин подписал закон о бесплатном горячем питании для младших школьников - Общество

МОСКВА, 1 марта. /ТАСС/. Президент России Владимир Путин подписал закон о предоставлении бесплатного горячего питания учащимся начальной школы (с первого по четвертый классы). Документ опубликован в воскресенье на официальном интернет-портале правовой информации.

Закон включает в себя внесенные главой государства ко второму чтению поправки в целях реализации положений его послания Федеральному собранию от 15 января 2020 года, которые позволят обеспечить бесплатным питанием детей, обучающихся в начальной школе, начиная с 1 сентября 2020 года с учетом переходного периода до 1 сентября 2023 года. Согласно закону, учащиеся младших классов должны будут обеспечиваться бесплатным горячим питанием не реже одного раза в день, а в меню должны быть и горячее блюдо, и горячий напиток. Финансирование будет идти за счет средств из федерального, региональных, местных бюджетов и иных источников, отвечать за обеспечение горячим питанием будет учредитель школы. Устанавливается возможность предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий из федерального бюджета на софинансирование организации горячего питания на условиях, определяемых правительством РФ.

Закон одновременно устанавливает обязательное наличие горячего питания для детей, обучающихся по основным общеобразовательным программам, программам среднего профобразования, для детей, пребывающих в организациях отдыха и оздоровления. Школы и детские лагеря обязаны размещать на своих сайтах ежедневное меню и учитывать предоставляемые родителями сведения о состоянии здоровья ребенка.

Также вводится понятие "здоровое питание", закрепляются его принципы, особенности организации качественного, безопасного и здорового питания детей и отдельных групп населения. Ряд новелл выходит за пределы вопроса школьного питания и касается обеспечения трехразовым питанием и таких социальных групп, как инвалиды и пациенты социальных учреждений. Запрещается обращение опасных или некачественных продуктов, а также тех, которые не имеют предусмотренной законодательством маркировки.

tass.ru

что полагается школьникам по новому закону в 2020 году?

В Послании Федеральному собранию 15 января 2020 года Президент указал на необходимость обеспечения учеников младших классов горячим питанием. На эти социально значимые цели решено было направить финансирование сразу из трех источников: федерального, регионального и муниципального бюджетов. Данная мера поддержки распространяется на учащихся 1-4 классов образовательных учреждений.

Содержание статьиПоказать


Дорогие читатели! Каждый случай индивидуален, поэтому уточняйте информацию у наших юристов. Звонки бесплатны.

Закон об обеспечении школьников горячим питанием был принят Госдумой в окончательном третьем чтении 18 февраля 2020 года. Через принятие закона о горячем питании будут внесены изменения в законы «Об образовании в РФ» и «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

На кого распространяется новый закон

Действие нового закона о горячем питании распространяется на всех российских учеников 1-4 классов. Но ввести его сразу по всей России не получится.

Для реализации данного закона требуется дополнительно обеспечить необходимую инфраструктуру в российских школах, поэтому ввести его предполагается в несколько этапов. Первоначально требуется оборудовать столовые и буфеты, организовать кухню, а также наладить нормальную систему снабжения качественными продуктами питания.

Школьников младших классов образовательная организация должна будет кормить не менее одного раза в день. Питание станет обязательным и будет предоставлено на безвозмездной основе.

В какие сроки начнет действовать

В тех школах, которые имеют техническую возможность организовать систему горячего питания максимально оперативно, оно появится уже с сентября 2020 года. Это те регионы, где школьников обеспечивают горячим питанием на текущий момент.

В масштабах страны мера должна заработать с сентября 2023 года. Например, в Подмосковье пообещали внедрить новый закон уже с 2020 года.

Актуальность нововведения

Согласно актуальной статистике, болезни органов пищеварения среди младших школьников являются самыми распространенными. Молока школьники выпивают на 20% менее нормы, творога съедают – на 40% меньше, рыбы – на 50%. При этом потребление макаронных изделий на 35% превышает норму, сахара – на 15%, сладостей – на 23%. Таким образом, питание школьников сегодня сложно назвать сбалансированным.

В настоящее время бесплатное питание для детей младшего школьного возраста действует только в отдельных регионах – Москве, Республике Коми, на Чукотке. В Санкт-Петербурге, Тюмени, Тверской области, на Сахалине родители могут рассчитывать на скидку до 50%.

В других же регионах и муниципальных образованиях бесплатное питание не действует: оно может быть предоставлено только нуждающимся в индивидуальном порядке.

Что такое «горячее питание» школьников, и что в него входит

«Горячее питание» школьников подразумевает сбалансированное питание, которое обеспечивает организм необходимыми веществами, подразумевают наличие горячего первого и второго блюда либо второго блюда (в зависимости от приема пищи). Питание доводится до кулинарной готовности. Ранее термин «горячее питание» законодательно не применялся.

Минимум, который положен, школьникам на день, – это горячее блюдо и горячий напиток.

В образовательных учреждениях основного и среднего профессионального образования, а также в детских лагерях обязательно должно быть горячее питание, но оно может предоставляться на платной основе.

По новому закону горячее питание должно быть также здоровым. Здоровым питанием является ежедневный рацион, который может полностью покрыть потребности ребенка в энергии, биологических и пищевых веществах и обеспечить его нормальный рост, физическое и интеллектуальное развитие. Оно состоит из пищевой продукции, отвечающей требованиям безопасности, и отличается показателями качества.

Конкретное меню в законе не установлено по объективным основаниям и его предстоит определять образовательным учреждениям. Школы должны будут размещать на своем сайте сведения о том, каким питанием предстоит обеспечить учеников, а также об индивидуальном меню на неделю.

Закон вносит поправки и в требования о производстве детского питания: при производстве детского питания запрещено пользоваться сырьем, полученным с помощью ГМО, химикатов, пищевых добавок и стимуляторов роста.

При организации горячего питания школьников нужно будет учесть специфические особенности здоровья ребенка. Например, гастрит, ожирение, диабет и пр. Согласно действующей статистике, до 20% детей сейчас страдают заболеваниями органов пищеварения.

Стоимость питания

Питание предоставляется школьникам на безвозмездной основе, то есть родителям оплачивать его не нужно. Финансирование будет происходить из средств федерального, регионального и муниципального бюджетов и прочих источников. Ответственным за обеспечение горячим питанием будет учредитель школы.

На реализацию программы регионам РФ будут предоставлены субсидии из федерального бюджета.

Предполагается, что каждая семья сможет сэкономить не менее 12 тыс.р . за год на школьном питании своих детей. На реализацию закона только за сентябрь-декабрь 2020 года из бюджета планируется потратить 18,5 млрд р. Общие затраты с учетом федеральных и муниципальных средств составят 26 млрд р.

При реализации программы учитываются следующие допущения: средняя стоимость завтрака составит 46,46 р., обеда – 66,63 р. При этом средняя стоимость горячего питания составит 75,79 р. За год затраты на реализацию программы составят около 48 млрд р.

Таким образом, горячее питание будет в обязательном порядке организовано в школах для учеников 1-4 классов начиная с 1 сентября 2020 года. При наличии технической возможности в ряде субъектов оно будет введено уже в 2020 году. К 1 сентября 2023 года уже все школы должны быть обеспечены горячим питанием, которое предполагает минимум одно горячее блюдо и напиток в день. На эти цели планируется потратить средства федерального и муниципального бюджетов.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно! 

Эксперт в сфере права и финансов

 

zakonguru.com

что можно и что нельзя

В январе 2019 Роспотребнадзор опубликовал проект нового СанПин по организации питания школьников. Документ пока (и неожиданно) не прошел Минюст и не действует, но родители были взбудоражены: чиновники хотели запретить приносить еду из дома. Разбираемся, как устроено питание в школе, какой рацион показан ученикам и кто получает обязательное горячее питание.

Как должны питаться дети в школе?

Все, что связано с питанием в школе, зафиксировано в СанПин 2.4.5.2409-08. В этом документе оговорены режим питания, рацион, примерное меню, требования к столовой.

В новом, скандально известном СанПине, который пока не одобрил Минюст, на удивление мало изменений. Самое основное — использование йодированной соли вместо обычной

Детей в школе должны кормить два раза — завтраком и обедом. Питание должно быть горячим. Для групп продленного дня добавляют полдник. Если дети живут в интернате или других подобных учреждениях, то их обязаны кормить до пяти раз в день. 

Завтрак должен состоять из закуски, желательно овощной или фруктовой, горячего блюда и горячего напитка. На обед школьники должны получить закуску, например, салат или порционные овощи, первое, второе из мяса, рыбы или птицы и сладкое блюдо. На полдник рекомендуется давать кисель, сок или кисломолочные продукты и булочные или кондитерские изделия без крема. На ужин детям дают овощное блюдо или кашу, второе блюдо из мяса, рыбы или птицы и напиток. На второй ужин — фрукты или кисломолочные продукты. 

В обычных школах дети завтракают и обедают. Кормить их должны на «больших переменах», не меньше 20 минут. 

Также в столовой может быть буфет: там продают кондитерские и булочные изделия, фрукты, кисломолочные продукты, твердые сыры, соки, орехи (кроме арахиса), сухофрукты.

Как школьники могут получить воду?

Школьники имеют право в любое время получить чистую питьевую воду. Есть два варианта: питьевые фонтанчики или вода, расфасованная в емкости. Питьевые фонтанчики редко устанавливают в школах, но они предусмотрены СанПин. Воду в маленьких бутылочках должны выдавать в столовой. 

Водой обязана обеспечить школа, но часто эти требования не соблюдаются. Можно писать жалобы, можно ставить кулер в классе

Часто эти требования не соблюдаются и родителям приходится покупать бутылированную воду в больших тарах и ставить ее в классах. Это решает проблему, но не соответствует требованиям СанПин. По крайней мере в нынешнем документе не сказано, насколько безопасно пить воду из общего кулера и пластиковых стаканчиков. 

Насколько полезна школьная еда?

Роспотребнадзор делает все, чтобы она была полезной. Например, в приложении к СанПин есть таблица калорийности блюд, указаны ограничения по соли и сахару. Вся соль с 2020 года должна быть йодированной. Добавленных сахаров должно быть не больше 40 г в день, соли не больше 5 г — это соответствует требованиям ВОЗ.

Проблема СанПин о питании в устаревших требованиях. Например, в СанПиН говорится о витаминной недостаточности у детей. Предлагается добавлять витамин C в готовые блюда. Но по исследованиям сейчас дети получают недостаточно витаминов группы B. И не нужно витаминизировать готовые блюда, эта идея досталась в наследство от документов 1975 года. Сейчас можно купить витаминизированные продукты в магазинах.

Кто должен кормить учеников?

Ученики должны питаться в столовой, которая находится в специально оборудованном помещении. В СанПин есть требования и к кухне, и к самой столовой, где сидят и едят школьники. 

Вопреки слухам, дети могут приносить в школу еду из дома

У всех сотрудников должны быть санитарные книжки, также они должны проходить медицинские профосмотры раз в год. Чистота достигается и другими способами: специальная одежда, дезинфекция рук, отбраковка продуктов и так далее.

Чтобы контролировать работу столовой, в школе создают бракеражную комиссию. Она следит за чистотой, соблюдением рациона, меню, пробует блюда. В состав комиссии должны входить члены администрации, медицинский работник, педагоги, школьники.

Вопреки слухам, дети могут приносить еду из дома. Запрета нет в новой редакции СанПин, нет его и проекте нового документа. Речь шла о запрете готовить в столовой блюда из продуктов, принесенных из дома.

Кто может питаться бесплатно?

С этим пунктом пока неразбериха: в каждом субъекте РФ по-разному. Но чаще всего бесплатное двухразовое питание получают дети из малообеспеченных и многодетных семей, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (законных представителей), дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети в приемных семьях, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, имеющие родителей — инвалидов 1 или 2 группы, дети, получающие пенсию по потере кормильца.

Должна ли еда быть вкусной?

По СанПин она должна быть полезной. Это касается набора продуктов и способа приготовления. То есть в продуктах должно быть минимум соли, добавленного сахара и насыщенных жиров. Желательно готовить блюда в щадящем режиме, то есть варить и тушить, а не жарить. Иногда это может быть не вкусно, особенно, если ребенок привык к жирной, жареной или острой пище.

11 лет помогаем выполнять требования, актуализируем знания на  курсах повышения квалификации и программах переподготовки для педагогов. Подготовьтесь к аттестации без стресса!

eduregion.ru

8 полезных инициатив, которые вывели школьное питание на новый уровень

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Когда речь заходит о школьном питании, ломается немало копий. Дети отказываются есть в столовой, родители пишут жалобы, а повара и чиновники ссылаются на СанПиН. Кажется, приготовить что-то вкусное, полезное, да еще чтобы выглядело аппетитно, и накормить этим школьника, который предпочитает пиццу и картошку фри, — задача невыполнимая.

Мы в AdMe.ru решили узнать, как устроена система питания в тех странах, где дети любят школьную еду, и, кажется, выявили некоторые закономерности.

Индия: борьба с голодом и кастовой дискриминацией

Во всех государственных школах Индии действует программа бесплатного питания. Блюда дают простые: рис, лепешки, овощной или рыбный карри, стакан молока или йогурта, иногда вареные яйца. Школьная еда идет на ура. Благодаря этой программе количество детей, которых родители не отдавали в школу, так как не видели в этом смысла, существенно сократилось.

А еще она помогает бороться с кастовой дискриминацией: дети из разных каст все вместе едят одно и то же, часто даже из одной тарелки, и различия между высшими и низшими кастами хотя бы на время стираются.

Япония: быть частью коллектива

Школьное питание в Японии — часть образовательного процесса. Ребенок учится взаимодействовать в большом коллективе, где у каждого есть свои обязанности. Маленький японец должен брать с собой в школу личную скатерть, комплект палочек и зубную щетку. Ежедневно назначаются дежурные, которые накрывают на стол и раскладывают еду, а затем собирают посуду. Кстати, многие блюда готовят из овощей, выращенных на школьной ферме.

В меню входят суп, гарнир (рис или картофельное пюре), мясо или рыба, хлеб и обязательно пакет молока. Едят японские школьники прямо на партах (для этого и нужны скатерти) в компании учителя, но первым обедает директор школы. Он ест то же, что и дети, — так, во-первых, проверяется качество еды, а во-вторых, директор показывает, что у него нет никаких привилегий перед учениками.

Бразилия: поддержка фермерства

В четырех округах штата Баия на северо-востоке страны школы выступили с инициативой полностью

www.adme.ru

как узнать, что ест ребенок в столовой / Новости города / Сайт Москвы

Разнообразное питание необходимо для нормального развития ребенка. Поэтому в московских школах есть возможность выбора из двух видов меню. Как и прежде, по желанию родителей наименее полезные продукты — полуфабрикаты и мясные консервы — в столовых не подают, зато каждый день в рационе есть свежие овощи и фрукты. Дополнительно в буфетах можно купить различные лакомства, выпечку и полезные снеки. 

Современные технологии на страже здорового питания

Узнать, как часто ребенок перекусывает, и помочь ему питаться правильно родители московских школьников могут онлайн с помощью информационной системы «Проход и питание». Она агрегирует данные о безналичных платежах с помощью карт, браслетов и других идентификаторов «Москвенок», позволяет пополнять баланс и устанавливать лимит трат. Также родители могут ставить запрет на приобретение в столовых различных видов продукции. Чаще всего под запрет попадают соленые хлебные палочки и мини-крендели.

К системе «Проход и питание» подключено более 90 процентов школ Москвы, а карты, браслеты и другие устройства есть у 935 тысяч учеников.

Проект «Проход и питание» действует в школах столицы с 2012 года и позволяет отслеживать, когда ребенок приходит в школу и уходит из нее. Чтобы подключиться к системе, одному из родителей или законному представителю школьника нужно заполнить заявление  и отдать его классному руководителю. После подключения к системе получить всю необходимую информацию можно будет на странице «Посещение и питание» портала mos.ru, с помощью мобильного приложения «Госуслуги Москвы» и push-уведомлений, а также по электронной почте. Кроме того, на странице «Посещение и питание» портала mos.ru можно следить за получением горячего питания и покупками в буфете.

О том, как узнать о посещении школы ребенком и его питании, а также предоставить доступ к проекту другим членам семьи, читайте в инструкции mos.ru. 

Соблюдение норм

Готовят еду для юных москвичей в основном непосредственно в пищеблоках школ. Для учреждений с буфетами-раздаточными, где пищеблока нет, обеды готовят на комбинатах питания и развозят в специальных изотермических емкостях, поддерживающих температуру блюд. Качество продуктов контролируют технические регламенты и санитарные правила (СанПиН 2.4.5.2409-08). Нормативные документы обязывают производителей обеспечивать безопасность продуктов, следить за их составом и пищевой ценностью, а также хранить и транспортировать готовые блюда и сырье так, чтобы это не влияло на их качество. Санитарные правила и нормы распространяются и непосредственно на организацию школьного питания. СанПиН содержат не только требования к помещениям и техническому оснащению столовых, но и требования к разработке меню.

Существует несколько ступеней контроля организации школьного питания. За соблюдением санитарных правил и норм следит Роспотребнадзор, который вправе выписывать предписания об устранении недочетов и штрафовать нарушителей. Ответственность за качество блюд и организацию их продажи несет директор образовательной организации.

Кроме того, в школах работают профильные комиссии по питанию при управляющих советах, в состав которых входят родители. Обычно информацию об этих советах можно узнать на сайте школы.

Члены комиссии могут проверять качество продуктов, размер порций, а также соответствие приготовленных блюд технологическим картам.

Кроме того, при городском экспертно-консультативном совете родительской общественности при Департаменте образования работает комиссия по контролю за организацией и качеством питания.

Герои мультфильмов и венские вафли

Некоторые образовательные организации принимают участие в проекте «Мой школьный ресторан». Сегодня в рестораны превратились столовые и буфеты более чем 50 столичных школ. Их интерьеры украшают изображения героев популярных мультфильмов, морские пейзажи, а также картины с достопримечательностями Москвы, других российских городов и столиц мира.

Наряду с привычными блюдами из школьного меню, в школьных ресторанах подают тематические блюда. Например, супы «Бразильский» и минестроне, запеченный шашлычок из курицы, фахитос, салат цезарь с соусом, салат «Амигос» с сырными чипсами собственного приготовления, лимонный и апельсиновый мохито и многие другие блюда. Все они, как и в обычных столовых, готовятся из продуктов, разрешенных для детского питания.

www.mos.ru

17 школьных обедов из разных стран. А что едят ваши дети?

Американское сетевое издание BuzzFeed опубликовало фото детских обедов в учебных заведениях шестнадцати стран мира.

Конечно, выборка не очень корректна. Единых обедов в странах не бывает. В частных школах кормят лучше, в государственных зачастую похуже. Есть регионы, где питание вообще не предусмотрено – дети приносят поесть с собой в ланч-боксах. Но в общем-то представить особенности обедов и логику врачей и поваров (во многих странах школьное меню согласовывают с санитарными службами, в России, кстати, тоже) можно.

Итак:

Япония

Жареная рыба, сушеные водоросли, помидоры, мисо-суп с картофелем, рис, молоко.

США. Остин, штат Техас

Салат с индейкой, картофельное пюре, персиковый пирог, чай со льдом

Южная Корея

Маринованные листья кунжута, кимчи, паста из соевых бобов, рагу, рис и несколько виноградин.

Шанхай (Китай), немецкая школа

Сосиска с картофелем фри, морковный салат, кусочек торта.

Израиль

Фалафель, кусочки питы, йогурт с соусом из огурцов, зелень.

Финляндия

Салат, курица с карри, подается с фасолью и морковкой, пудинг, молоко. Тут нужно небольшое отступление. В финских школах нет жесткого меню – дети сами выбирают из нескольких блюд что им хочется съесть. Задача же педагогов убедить ребят, что 50 процентов обеда должны составлять салаты и другая полезная пища. Поскольку, в школу в Финляндии начинают ходить с 5 лет, понимание “правильной” пищи формируется довольно рано.

Чехия

Овощной суп с манкой, говядина с чесноком, подается со шпинатом и картофельными клецками, апельсин.

Бразилия

Мясо с рисом, зеленый салат, пудинг, клубничный сок.

Украина

Суп, несколько кусочков колбасы, макароны, соленый огурец, хлеб, чай.

Барселона (Каталония, Испания)

Жареная рыба с помидорами и салатом, хлеб, яблоко.

Сингапур

Мясо, рис, салат, дыня.

Великобритания

В столовых в меню есть вегетарианский вариант (в школах Соединенного Королевства учится много индийцев). Обычно это горох, печеный картофель, торт с заварным кремом. Вариант: вместо картофеля может быть цветная капуста с сыром.

Для обычных учеников, как правило, - сосиска, гамбургер или куриные наггетсы, салат, яблоки.

Ченнаи (Индия)

Суп из чечевицы, салат из тыквы (местный сорт), рис, творог, и десерт из манной крупы (кесари), кефир.

Бангалор (Индия), канадская международная школа

Рыбные наггетсы, спринг-роллы, салат, лапша.

Франция

Куриные наггетсы с картофелем фри и брокколи, хлеб, макароны c овощами, салат и кусочек торта.

Швеция

Вегетарианский вариант: картофель, салат из капусты и фасоли, крекер и брусничный сок.

Гавана (Куба)

Бобы, рис, жареный банан, кусочек рыбы.

А КАК У НАС?

Россия

В Москве в последнее время прошла реформа системы школьного питания. Кухни, на которых готовили завтраки и обеды, закрыли. Поставками еды занимаются крупные комбинаты, предоставляющие так называемое "бортовое питание". Блюда завозят по утрам. В школьных столовых их только разогревают.

Обычный обед в столичной школе: суп, котлета с макаронами, немножко овощей и сок для детского питания.

А как в вашей школе? Пришлите нам фото того, что ест ваш ребенок. Довольны ли вы меню? Устраивают ли цены? Что хотели бы изменить?

www.kp.ru

как выбрать график питания ребенка через mos.ru / Новости города / Сайт Москвы

На портале mos.ru у родителей появилась возможность заказать питание из меню школьной столовой для своих детей. Новая услуга «Выбор питания из меню» стала доступна в разделе «Посмотреть информацию о посещении и питании в школе, детском саду, колледже». Теперь родители могут видеть, какие блюда предлагаются детям, а также получать информацию об их составе, калорийности и соотношению белков, жиров и углеводов.

Комплексные наборы и отдельные блюда, заказанные родителями, школьники могут получить по карте «Москвенок» или другим идентификаторам в своей столовой.

При этом сам ребенок не сможет изменить заказанный взрослыми набор блюд. Так дети гарантированно будут получать то питание, которое выбрали для них родители. Школьники, впрочем, не ограничены в выборе дополнительных позиций, если на их карте «Москвенок» достаточно средств.

Услуга выбора меню пока работает в тестовом режиме. Эксперимент проводят в более чем 250 зданиях школ в ЮАО, ЮЗАО, ВАО и ЦАО. В ближайшем будущем проект начнут внедрять и в других образовательных организациях города.

«Теперь, зная вкусовые предпочтения ребенка и особенности его здоровья, родители могут выбрать меню заранее онлайн: детальный заказ можно создать на две недели вперед или же настроить регулярность предоставления отдельных блюд на весь учебный год. Кроме того, в меню указана подробная информация о каждом блюде. Это не только стоимость и состав, но и вес, энергетическая ценность, а также количество белков, жиров и углеводов», — рассказал руководитель проекта «Москвенок» Департамента информационных технологий города Москвы Евгений Симановский.

Как уточнили в ведомстве, в новом разделе можно также просматривать состав бесплатных школьных завтраков и обедов, чтобы при платном заказе блюда не повторялись.

Как заказать обед ребенку через mos.ru

Чтобы сделать онлайн-заказ в школьной столовой, нужно убедиться, что школа входит в число пилотных.  Родитель должен быть подключен к информированию системы «Проход и питание» и иметь доступ к соответствующему разделу сайта mos.ru. Выбрать блюда можно в подразделе «Горячее питание». А в разделе «Покупки ребенка» родители могут поставить запрет на приобретение школьником отдельных блюд. Например, сладостей.

Для безопасности и здоровья: проект «Проход и питание»

Проект «Проход и питание» действует в школах столицы с 2012 года и позволяет отслеживать, когда ребенок приходит в школу и покидает ее, а также чем он питается в столовой. Сделать это можно на странице «Посмотреть информацию о посещении и питании в школе, детском саду, колледже» портала mos.ru, с помощью раздела «Мой ребенок» или push-уведомлений мобильного приложения «Госуслуги Москвы», а также по электронной почте.

Сейчас система «Проход и питание» («Москвенок») действует в более чем 4,3 тысячи зданий столичных образовательных организаций. В их числе свыше 1,9 тысячи зданий школ и колледжей и более 2,4 тысячи зданий дошкольных учреждений. 

www.mos.ru

Организация питания

 

«Школьное питание – это залог здоровья подрастающего поколения» 

Горячее питание детей во время пребывания в школе является одним из важных условий поддержания их здоровья и способности к эффективному обучению. Хорошая организация школьного питания ведёт к улучшению показателей уровня здоровья населения, и в первую очередь детей, учитывая, что в школе они проводят большую часть своего времени. Поэтому питание является одним из важных факторов, определяющих здоровье подрастающего поколения.

Полноценное и сбалансированное питание способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию детей и подростков, создаёт условия к их адаптации к современной жизни. Рациональное питание обучающихся — одно из условий создания здоровье — сберегающей среды в общеобразовательном учреждении, снижения отрицательных эффектов и последствий функционирования системы образования.

Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» сохранена обязанность образовательного учреждения организовывать питание обучающихся, выделять помещение для питания детей, предусматривать перерыв достаточной продолжительности. Школа представляет собой жизненно важную среду, используя которую можно оказывать влияние на процесс правильного питания и формировать у школьников верные навыки и стереотипы в данном вопросе.

В школе существуют эффективные возможности, для проведения работы по охране здоровья и здоровому питанию. Именно школьный возраст является тем периодом, когда происходит основное развитие ребенка и формируется образ жизни, включая тип питания. Организованное школьное питание регламентируется санитарными правилами и нормами, и поэтому в значительной степени удовлетворяет принципам рационального питания.


 

 


 Памятка родителям о необходимости здорового питания школьникам


 


1. Школьная столовая обеспечивает горячее, разнообразное и своевременное питание учащихся и работников школы.

2. Время работы столовой ( завтраки-обеды) с 10.00 до 15.00

3. Организованное питание учащихся 1-11 классов осуществляется на переменах по отдельному расписанию.

4. Питание ГПД осуществляется в соответствии с отдельным расписанием.

5. Учащиеся имеют возможность питаться индивидуально.

6. Индивидуальное питание организуется через буфет ( буфетная продукция) . 

7. Учащиеся 1-11 классов питаются в соответствии с графиком питания под руководством классных руководителей.

8. В столовой в течение всего рабочего дня должен соблюдаться порядок, который обеспечивается с помощью дежурных учащихся и дежурных учителей.

9. За организацию горячего питания, подачу заявок ответственность несет организатор питания, классные руководители.

10. За организацию платного питания, подачу заявок и расчет за питание в ГПД ответственность несут воспитатели ГПД.

11. Запрещается посещение столовой в верхней одежде.

12. Учащиеся обязаны поддерживать чистоту и порядок в обеденном зале.

13. Во время уроков отпуск питания не производится.



Основные правила поведения в школьной столовой, которые должен знать каждый школьник:

  • Проходить в школьную столовую следует не спеша и не толкаясь. 
  • Перед едой обязательно нужно вымыть руки.
  • Садиться за стол следует аккуратно, как можно тише.
  • За столом следует сидеть прямо, немного наклонившись над столом.
  • Пищу следует пережевывать тщательно, не спеша.
  • Вставать из-за стола также следует аккуратно и бесшумно.
  • После еды необходимо убрать за собой посуду и поблагодарить поваров. 

 


 Общие правила поведения  или этикет за столом - это тот минимум, который должен знать всякий культурный человек. 

  • Сидя за столом, следует только запястьем опираться на его край. Женщинам допускается на небольшой промежуток времени опереться на стол локтем.
  • В процессе принятия пищи не следует расставлять локти и низко склонять голову над тарелкой. Голову только слегка наклоняют и на эту высоту подносят вилку или ложку. Не приветствуется дутье на горячую еду и напитки, "чавканье", прихлёбывание.
  • Неэтично доливать из бутылки только себе. Взяв бутылку или графин, сначала предлагают соседу по столу.
  • Сидя за столом, хлеб ножом не режут, а отламывают маленькие кусочки, также нельзя макать хлеб в соус.
  • Если в солонке нет ложечки, соль набирают кончиком своего ножа, но при этом очистив его от посторонних загрязнений.
  • Зеленый салат не принято резать ножом; если листья слишком велики, то разрезают их вилкой или аккуратно наматывают на нее листья.
  • Птицу едят с помощью ножа и вилки. При этом необязательно очищать все косточки, на них должно остаться немного мяса.
  • Если картофель подан целиком, его не следует раздавливать на тарелке.
  • Спагетти едят с помощью вилки и ложки. Ложку держат в левой руке. Край ложки опускают в тарелку, на вилку наматывают спагетти в углублении ложки. Намотав на вилку немного макарон, ложкой отрезают эту порцию от остального.
  •  Рубленые котлеты или тефтели ножом не режут, а едят их, отделяя вилкой небольшие кусочки, причем вилку в этом случае вполне допустимо держать в правой руке.
  • Сухие пирожные, пряники, коврижку можно брать руками.
  • Сушки и сухари можно обмакнуть в чай или молоко, только находясь в семейном кругу.
  • После еды нож и вилку складывают в тарелке параллельно друг другу, ручками в правую сторону. Когда предполагается, что те же приборы будут использоваться при приеме следующего блюда, то их кладут на стол. 

Правила пользования столовыми приборами

Столовые приборы делятся на индивидуальные (основные) и общие (вспомогательные).

  • Индивидуальные приборы предназначены для приема блюд, общие - для раскладывания их. К индивидуальным приборам относятся закусочный, рыбный, столовый, десертный, фруктовый. Приборы, которые находятся справа от тарелки следует держать в правой руке, а те, что слева - в левой.
  • Закусочный прибор - вилка и нож. Он немного меньше размером, чем обычный столовый. Прибор подается к холодным блюдам и закускам всех видов и к некоторым горячим закускам - ветчине жаренной, блинам и др.
  • Рыбный прибор - вилка с четырьмя короткими зубцами и углублением для отделения костей и нож с коротким и широким лезвием в виде лопаточки - подается к горячим рыбным блюдам. Если нет рыбного ножа, то к горячему блюду из рыбы можно подавать рыбные или обычные столовые вилки.
  • Столовый прибор - вилка, нож и ложка - используется при сервировке стола для подачи первых и вторых блюд. Ложку и вилку используют также для раскладки блюд при отсутствии специального прибора.
  • Десертный прибор - состоит из ложки, вилки и ножа. По размеру вилка и нож несколько меньше закусочных, вилка с тремя зубцами. Как правило, приборы для десерта отличаются изяществом и оригинальностью. Десертные нож и вилку используют, когда на стол подают шарлотки, сладкие пироги и др. Десертную ложку подают к сладким блюдам, таким, как пудинг, мусс, ягоды с молоком, сливками, фрукты в сиропе.
  •  Фруктовый прибор - состоит из вилки и ножа. Фруктовые приборы используют для сервировки, если к столу подают яблоки, груши, ананасы, апельсины, а также арбузы, дыни. К консервированным фруктам и фруктовым салатам достаточно одной вилки.
  • Для мороженого используется специальная плоская ложка в виде лопаточки с едва изогнутыми краями.
  • К чаю подается ложка (чайная), щипцы для сахара, нож и вилка для лимона. Нож используется для нарезки лимона, имеет зигзагообразное острие. Вилка маленькая, изящной формы с двумя зубцами.
  • К кофе подается ложка (кофейная), такая же, как и чайная, только поменьше размером.
  • К приборам общего пользования относят также ножи для разрезания торта, ложки-ситечки для процеживания чая, ложки для специй и др.
  • Приборы и посуду перед использованием необходимо протереть полотенцем. Подготовленные посуду и приборы до момента их использования необходимо расположить в удобном месте и закрыть салфеткой или полотенцем.
  • Требуют определенной подготовки и приборы для специй. Их необходимо протереть, солонку наполнить на 3/4 объема солью, перечницу - молотым перцем. Горчичницу заполняют незадолго до прихода гостей на 3/4 объема и вставляют ложечку.

 

 


Рекомендуемые среднесуточные наборы продуктов для питания детей школьного возраста

(на одного ребенка, г/брутто) 

 

Наименование продуктов

Возраст детей, количество продуктов, г, мл, брутто

7-11 лет

11-18 лет

Хлеб ржаной (ржано-пшеничный)

80

120

Хлеб пшеничный

150

200

Мука пшеничная

15

20

Крупы, бобовые

45

50

Макаронные изделия

15

20

Картофель

250

250

Овощи свежие, зелень

350

400

Фрукты (плоды) свежие

200

200

Фрукты (плоды) сухие, в т.ч. шиповник

15

20

Соки плодоовощные, напитки витаминизированные

200

200

Мясо 1 кат.

95

105

Птица 1 кат п/п

40

60

Рыба

60

80

Колбасные изделия

15

20

Молоко (м.д.ж. 3,2%)

300

300

Кисломолочные продукты (м.д.ж.3,2%)

150

180

Творог

50

60

Сыр

10

12

Сметана

10

10

Масло сливочное

30

35

Масло растительное

15

18

Яйцо диетическое

1 шт.

1 шт.

Сахар

40

45

Кондитерские изделия

10

15

Чай

0,4

0,4

Какао, напиток кофейный злаковый

1,2

1,2

Дрожжи хлебопекарные

1

2

Соль

5

7


  1. Ребенок должен есть разнообразные пищевые продуктыЕжедневный рацион ребенка должен содержать около 15 наименований разных продуктов питания. В течение недели рацион питания должен включать не менее 30 наименований разных продуктов питания.
  1. Каждый  день в рационе питания ребенка должны присутствовать следующие продукты: мясо, сливочное масло, молоко, хлеб, крупы, свежие овощи и фрукты. Ряд продуктов: рыба, яйца, сметана, творог и другие кисломолочные продукты, сыр - не обязательно должны входить в рацион питания каждый день, но в течение недели должны присутствовать 2-3 раза обязательно.
  1. Ребенок должен питаться не менее 4 раз в день.

                        7.30- 8.00 завтрак (дома, перед уходом в школу)

                        10.30- 11.30 горячий завтрак в школе

                        14.00- 15.00 обед в школе или дома

                        19.00- 19.30 ужин (дома)

Для детей посещающих ГПД (группу продленного  дня) обязательно предусматривается  двухразовое или трехразовое питание (в зависимости от времени пребывания в школе). 

  1. Следует употреблять  йодированную соль.
  1. В межсезонье (осень- зима, зима- весна) ребенок должен получать витаминно-минеральные комплексы, рекомендованные для детей соответствующего возраста.
  1. Для обогащения рационного питания школьника витамином «С» рекомендуем ежедневный прием отвара шиповника.
  1. Прием пищи должен проходить в спокойной обстановке.
  1. Если у  ребенка имеет место дефицит или избыток массы тела, необходима консультация врача для корректировки рациона питания.
  1. Рацион  питания школьника, занимающегося спортом, должен быть скорректирован с учетом объема физической нагрузки.

БУДЬТЕ  ЗДОРОВЫ !!!

 Журнал "Здоровье школьника" 

kulschool1.edu22.info

Бесплатное питание в школе в 2020 году

Основные требования к школьному питанию

1. Положение и приказы устанавливаются каждым образовательным учреждением на неопределенный срок и распространяются на всех учащихся.

2. Положением гарантируется высокое качество и безопасность питания для школьника, а также удовлетворение основных потребностей его организма.

3. В каждом образовательном учреждении должен быть организован пищевой блок (столовая, буфет) для полноценного питания учащихся.

4. Рацион и режим питания должен разрабатываться согласно всем эпидемиологическим требованиям.

5. Гигиенические показатели продуктов должным соответствовать нормам Санитарно-Эпидемиологической Станции.

6. Горячее питание организовывается для каждого класса с учетом учебного режима школьников. Столы в пищевом блоке заранее накрываются.

7. Контроль питания в школе осуществляется уполномоченным лицом (лицами).

Рекомендации по организации процесса изложены в приказе об организации питания в школе, который утвердили в 2012 году Минздравсоцразвития и Минобрнауки России.

  • Организация горячего питания в школе должна обеспечивать полную безопасность предлагаемых продуктов.
  • Рацион питания учащихся должен формироваться заранее, на 20-30 дней вперед.
  • Рацион питания различных возрастных групп (7-11 лет и 12-18 лет) должен составляться отдельно с учетом требуемой питательности и калорийности продуктов.
  • Продукты должны проходить необходимую термическую обработку.
  • Недельный рацион питания должен быть разнообразным, однако возможно его повторение в конкретные дни недели (пятничное меню, субботнее меню и т. д.).
  • Блюда рекомендуется готовить непосредственно перед приемом пищи, не следует готовить продукты заранее или хранить их в холодильной камере.
  • Питание в общеобразовательных учреждениях должно быть доступным для учащихся с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, то есть следует отдать предпочтение таким способам приготовления продуктов, как варка, тушение, приготовление на пару или в духовке.
  • Настоящий рацион питания должен соответствовать составленному меню, однако при надобности допускается замена блюд другими, равноценными им по питательности и энергетической ценности.
  • Ежедневное меню может быть представлено учащимся для ознакомления, его следует вывесить перед входом в пищевой блок или непосредственно в нем.
  • Прием продовольствия от поставщиков должен сопровождаться получением необходимых документов, свидетельствующих о качестве и безопасности продукции.
  • Транспортировка продуктов в учебные заведения должна соответствовать санитарным требованиям.
  • На территории школ возможна организация дополнительных пищевых блоков: буфетов для свободного выбора учащимися пищевых продуктов и их приобретения.
  • Необходимо постоянно носить специальную одежду (халат, фартук), головной убор и рабочую обувь.
  • Рабочая одежда и обувь должны содержаться сотрудниками в чистоте.
  • Верхняя одежда и уличная обувь оставляется в специальном помещении для персонала.
  • Сотрудники обязаны хорошо мыть руки и стричь ногти (запрещено наносить лак).
  • Запрещается курить или обедать на рабочем месте.
  • О перенесенных и сопутствующих заболеваниях необходимо сообщать руководству.
  • Каждый сотрудник пищевого блока обязан иметь должную квалификацию и необходимые документы.

Каковы же основные аспекты производственного контроля? Контроль за организацией питания в школе осуществляется на постоянной основе.

1. Контроль осуществляется уполномоченными лицами, занимающими определенную должность в органах, занимающихся санитарно-эпидемиологическим регулированием питания.

2. Вышеупомянутым лицом (лицами) осуществляется контроль за соблюдением санитарных норм и за своевременным проведением необходимых профилактических мероприятий.

3. Проверка организации питания в школах осуществляется планово, по заранее установленным программам.

4. Уполномоченным лицом проверяется документация общеобразовательного учреждения и официально оформленные результаты лабораторных исследований.

5. Также обязательной проверке подвергается соблюдение гигиенических санитарных норм сотрудниками пищевого блока (обязательно наличие медицинской шапочки, перчаток, соответствующей формы).

6. Результаты проведенного контроля должны быть переданы руководству учебного заведения и при необходимости сообщены родителям учащихся.

  • В общеобразовательном учреждении должен располагаться комбинат школьного питания или специальное отделение в пищевом блоке, в котором осуществляется хранение и приготовление пищевых продуктов.
  • Размеры помещения, число посадочных мест, а также набор посуды и столовых приборов должны соответствовать количеству учащихся в школе.
  • Для питания должны быть организованы столовые или блоки в основном здании школы или в пристроенном к ней помещении.
  • Склады для хранения продуктов нужно размещать на первом этаже здания.
  • Учащиеся школ не имеют права присутствовать в производственных помещениях пищевого блока.
  • К предварительному накрытию столов можно привлекать учеников средней школы (старше 14 лет).

Выполнение вышеуказанных требований регулируется законом об организации питания в школах. Статья 37 Закона об Образовании содержит все нормативные акты по данному вопросу.

Учащиеся школ также должны получать образование, связанное с формированием их рациона питания. В связи с такой необходимостью в общеобразовательных учреждениях проводятся массовые мероприятия, классные часы и профилактические беседы с учащимися на тему правильного и здорового питания. Перед началом каждой учебной четверти (полугодия) разрабатывается план организации питания в школе.

Например, с учениками начальной школы (1-4 класс) можно провести интересное мероприятие на тему “День правильного питания” или “Жизнь сладкоежек”.

Для учеников 5-9 классов можно устроить классный час по следующим темам: “Кто такие валеологи?”, “Правильное питание в школе” или “Зачем соблюдать диету?”

А для учащихся старшей школы (10-11 класс) можно устроить анкетирование “Мое питание” или круглый стол по темам: “Мы – то, что мы едим” или “Что такое быстрая еда, или почему не стоит следовать современной моде?”

Провести совещания для решения основных вопросов питания Чаще всего проводятся осенью. Совещания проводит ответственный по питанию
Вместе с классными руководителями начальных классов проводятся беседы и совещания относительно правил поведения в столовых, а также иных вопросов, касающихся школьного питания Проводятся данные мероприятия раз в четверть
Родительские собрания на тематику питания Два раза в год
Редактирование общедоступной информации по вопросам питания на сайте школы и в соответствующем «уголке» Проводится один раз в четверть управляющими школ
Классные часы с лекциями о правильном питании Проводятся раз в четверть
Совещание у директора и ответственного по питанию Проводится два раза в год
Консультации родителей по вопросам питания Могут проводится по установленному школой графику, как правило — раз в месяц. Проводят их медицинский работник и ответственный по питанию
Санитарный контроль мест приёма и готовки пищи Ежедневно проводится ответственным по питанию и раз в четверть — специальной комиссией, утверждённой в соответствии с приказом

План мероприятий может быть изменён, некоторые процедуры могут быть добавлены или изменена периодичность существующих.

1. Положение и приказы устанавливаются каждым образовательным учреждением на неопределенный срок и распространяются на всех учащихся.

2. Положением гарантируется высокое качество и безопасность питания для школьника, а также удовлетворение основных потребностей его организма.

3. В каждом образовательном учреждении должен быть организован пищевой блок (столовая, буфет) для полноценного питания учащихся.

4. Рацион и режим питания должен разрабатываться согласно всем эпидемиологическим требованиям.

5. Гигиенические показатели продуктов должным соответствовать нормам Санитарно-Эпидемиологической Станции.

6. Горячее питание организовывается для каждого класса с учетом учебного режима школьников. Столы в пищевом блоке заранее накрываются.

7. Контроль питания в школе осуществляется уполномоченным лицом (лицами).

Рекомендации по организации процесса изложены в приказе об организации питания в школе, который утвердили в 2012 году Минздравсоцразвития и Минобрнауки России.

  • Организация горячего питания в школе должна обеспечивать полную безопасность предлагаемых продуктов.
  • Рацион питания учащихся должен формироваться заранее, на 20-30 дней вперед.
  • Рацион питания различных возрастных групп (7-11 лет и 12-18 лет) должен составляться отдельно с учетом требуемой питательности и калорийности продуктов.
  • Продукты должны проходить необходимую термическую обработку.
  • Недельный рацион питания должен быть разнообразным, однако возможно его повторение в конкретные дни недели (пятничное меню, субботнее меню и т. д.).
  • Блюда рекомендуется готовить непосредственно перед приемом пищи, не следует готовить продукты заранее или хранить их в холодильной камере.
  • Питание в общеобразовательных учреждениях должно быть доступным для учащихся с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, то есть следует отдать предпочтение таким способам приготовления продуктов, как варка, тушение, приготовление на пару или в духовке.
  • Настоящий рацион питания должен соответствовать составленному меню, однако при надобности допускается замена блюд другими, равноценными им по питательности и энергетической ценности.
  • Ежедневное меню может быть представлено учащимся для ознакомления, его следует вывесить перед входом в пищевой блок или непосредственно в нем.
  • Прием продовольствия от поставщиков должен сопровождаться получением необходимых документов, свидетельствующих о качестве и безопасности продукции.
  • Транспортировка продуктов в учебные заведения должна соответствовать санитарным требованиям.
  • На территории школ возможна организация дополнительных пищевых блоков: буфетов для свободного выбора учащимися пищевых продуктов и их приобретения.
  • В общеобразовательном учреждении должен располагаться комбинат школьного питания или специальное отделение в пищевом блоке, в котором осуществляется хранение и приготовление пищевых продуктов.
  • Размеры помещения, число посадочных мест, а также набор посуды и столовых приборов должны соответствовать количеству учащихся в школе.
  • Для питания должны быть организованы столовые или блоки в основном здании школы или в пристроенном к ней помещении.
  • Склады для хранения продуктов нужно размещать на первом этаже здания.
  • Учащиеся школ не имеют права присутствовать в производственных помещениях пищевого блока.
  • К предварительному накрытию столов можно привлекать учеников средней школы (старше 14 лет).

Что должно включать в себя горячее питание в школе

Калорийность, энергетическая ценность и содержание витаминов в школьном питании должны полностью соответствовать потребностям подрастающего организма. Поэтому организация питания в школе должна предоставлять учащимся первый и второй прием пищи, а также несколько перекусов.

Калорийность, энергетическая ценность и содержание витаминов в школьном питании должны полностью соответствовать потребностям подрастающего организма. Поэтому организация питания в школе должна предоставлять учащимся первый и второй прием пищи, а также несколько перекусов.

Завтрак

Основным является горячее блюдо. Чаще всего школьникам предлагается молочная каша, творожная запеканка или омлет с различными добавками. В некоторых образовательных учреждениях также подаются мучные изделия: блины из пшеничной муки с вареньем или сметаной, оладьи, сырники. Размер порции должен соответствовать физиологическим потребностям учащихся.

Также завтрак должен содержать какую-либо закуску. Это может быть:

  • бутерброд с колбасой, маслом или сыром;
  • фруктовый или овощной салат;
  • кондитерское изделие.

Обязателен напиток (какао с молоком, горячий чай, кисель или компот).

Основным является горячее блюдо. Чаще всего школьникам предлагается молочная каша, творожная запеканка или омлет с различными добавками. В некоторых образовательных учреждениях также подаются мучные изделия: блины из пшеничной муки с вареньем или сметаной, оладьи, сырники. Размер порции должен соответствовать физиологическим потребностям учащихся.

Обязателен напиток (какао с молоком, горячий чай, кисель или компот).

Обед

Школьный обед содержит большее количество блюд и может быть намного разнообразней завтрака. Учащимся также должна быть предложена закуска, причем в данном случае предпочтительнее всего легкий овощной салат, возбуждающий аппетит.

Классический школьный обед должен состоять из двух блюд (не считая салата): первого и второго. На первое предлагается горячее жидкое блюдо (борщ, суп любого вида, щи, рассольник). На второе блюдо мясное или рыбное, либо из птицы. В качестве гарнира может быть использована рисовая, гречневая, кукурузная каша, макароны различных сортов, картофель или картофельное пюре, овощное рагу.

Школьный обед содержит большее количество блюд и может быть намного разнообразней завтрака. Учащимся также должна быть предложена закуска, причем в данном случае предпочтительнее всего легкий овощной салат, возбуждающий аппетит.

Классический школьный обед должен состоять из двух блюд (не считая салата): первого и второго. На первое предлагается горячее жидкое блюдо (борщ, суп любого вида, щи, рассольник). На второе блюдо мясное или рыбное, либо из птицы. В качестве гарнира может быть использована рисовая, гречневая, кукурузная каша, макароны различных сортов, картофель или картофельное пюре, овощное рагу.

Полдник

Учащимся, находящимся в школе после обеда (дополнительные занятия, секции, кружки) может быть также предложен полдник, состоящий из кондитерского изделия без добавления крема и напитка (молоко, кефир, питьевой йогурт, фруктовый или овощной сок, кисель).

Учащимся, находящимся в школе после обеда (дополнительные занятия, секции, кружки) может быть также предложен полдник, состоящий из кондитерского изделия без добавления крема и напитка (молоко, кефир, питьевой йогурт, фруктовый или овощной сок, кисель).

План организации питания в школе

1. Контроль осуществляется уполномоченными лицами, занимающими определенную должность в органах, занимающихся санитарно-эпидемиологическим регулированием питания.

2. Вышеупомянутым лицом (лицами) осуществляется контроль за соблюдением санитарных норм и за своевременным проведением необходимых профилактических мероприятий.

3. Проверка организации питания в школах осуществляется планово, по заранее установленным программам.

4. Уполномоченным лицом проверяется документация общеобразовательного учреждения и официально оформленные результаты лабораторных исследований.

5. Также обязательной проверке подвергается соблюдение гигиенических санитарных норм сотрудниками пищевого блока (обязательно наличие медицинской шапочки, перчаток, соответствующей формы).

6. Результаты проведенного контроля должны быть переданы руководству учебного заведения и при необходимости сообщены родителям учащихся.

Например, с учениками начальной школы (1-4 класс) можно провести интересное мероприятие на тему “День правильного питания” или “Жизнь сладкоежек”.

Для учеников 5-9 классов можно устроить классный час по следующим темам: “Кто такие валеологи?”, “Правильное питание в школе” или “Зачем соблюдать диету?”

А для учащихся старшей школы (10-11 класс) можно устроить анкетирование “Мое питание” или круглый стол по темам: “Мы – то, что мы едим” или “Что такое быстрая еда, или почему не стоит следовать современной моде?”

Питание в школах разных стран

В заключении данной статьи хотелось бы познакомить вас с рационом питания учащихся иностранных школ. Каждое государство имеет национальные блюда и особенные пищевые привычки. Организация питания учащихся школ – актуальная задача для руководства всех развитых стран мира.

В заключении данной статьи хотелось бы познакомить вас с рационом питания учащихся иностранных школ. Каждое государство имеет национальные блюда и особенные пищевые привычки. Организация питания учащихся школ – актуальная задача для руководства всех развитых стран мира.

Италия

Школьный завтрак в Италии значительно отличается от других. По фотографии можно определить государство, даже не владея конкретной информацией. Мы видим традиционную итальянскую пасту, запеченную рыбу, багет, салаты и виноград. Такой завтрак очень сбалансирован и полезен, поэтому с уверенностью можно сказать, что ученики итальянских школ получают нужное количество питательных веществ.

Школьный завтрак в Италии значительно отличается от других. По фотографии можно определить государство, даже не владея конкретной информацией. Мы видим традиционную итальянскую пасту, запеченную рыбу, багет, салаты и виноград. Такой завтрак очень сбалансирован и полезен, поэтому с уверенностью можно сказать, что ученики итальянских школ получают нужное количество питательных веществ.

Украина

Завтрак украинских школьников сочетает в себе закуску, основное блюдо и десерт. В качестве закуски учащимся предлагается овощной салат, основным блюдом является рис с сосисками, а на десерт – блин с вареньем. Такой полноценный завтрак может с легкостью заменить обед.

Завтрак украинских школьников сочетает в себе закуску, основное блюдо и десерт. В качестве закуски учащимся предлагается овощной салат, основным блюдом является рис с сосисками, а на десерт – блин с вареньем. Такой полноценный завтрак может с легкостью заменить обед.

Бразилия

Бразильский завтрак отличается достаточно большим объемом порций. Также в его состав входят особенные продукты, характерные для жителей Южной Америки. Так, школьный завтрак содержит в себе бразильский рис с бобами, несколько видов салатов, цельнозерновой хлеб и традиционный жареный банан.

Горячее питания в образовательных учреждениях должно быть полноценным и сбалансированным, а также полезным, чтобы как можно меньшее количество школьников получало такие серьезные заболевания, как гастрит, панкреатит, гастродуоденит, хеликобактериоз или даже язва. Ведь в школьные годы важно оставаться здоровым, активным и способным получать качественное образование. Именно поэтому организация питания детей в школе является основой формирования интеллектуального потенциала учащихся и здорового образа жизни.

Источник

Бразильский завтрак отличается достаточно большим объемом порций. Также в его состав входят особенные продукты, характерные для жителей Южной Америки. Так, школьный завтрак содержит в себе бразильский рис с бобами, несколько видов салатов, цельнозерновой хлеб и традиционный жареный банан.

Горячее питания в образовательных учреждениях должно быть полноценным и сбалансированным, а также полезным, чтобы как можно меньшее количество школьников получало такие серьезные заболевания, как гастрит, панкреатит, гастродуоденит, хеликобактериоз или даже язва. Ведь в школьные годы важно оставаться здоровым, активным и способным получать качественное образование. Именно поэтому организация питания детей в школе является основой формирования интеллектуального потенциала учащихся и здорового образа жизни.

kroxa-expert.ru

Есть или не есть в школьной столовой? Чем на самом деле кормят наших детей

- Не хочу кашу, хочу бутерброд! – эти фразы знакомы всем родителям. Конечно, обед школьнику можно собрать дома, сложить в ланч бокс любимые лакомства, фрукты. Но не зря ведь врачи говорят о сбалансированном горячем питании? Изучим школьное меню одного из комбинатов питания.

Родители пробуют сами

По требованиям Роспотребнадзора, завтрак школьника должен состоять из закуски, горячего блюда и горячего напитка, рекомендуется включать овощи и фрукты. Обед должен включать закуску, первое, второе и сладкое блюдо. Поместится ли все это в туго набитый портфель? Вряд ли.

- Ребенок должен получать все необходимые вещества в нужном объеме. Мало кто из родителей будет считать, сколько белков, жиров, углеводов и аминокислот они завернули в сухпаек, - говорит директор АО «Комбинат питания» Сергей Ивашин. - Меню в школах разработано по всем требованиям в соответствии с СанПиН.

Меню в школах циклично, но блюда повторяются не чаще чем раз в две недели. Утверждают его, как правило, сразу несколько критиков. Главный из них - Роспотребнадзор, а также руководство школы и представители родительского комитета.

- Чтобы руководство школы и представители родительского комитета могли попробовать, чем мы кормим детей, наш комбинат питания регулярно проводит дегустации. Там мы еще раз напоминаем родителям о правилах здорового питания, собираем их отзывы, - уверяет Сергей. - Также у нас регулярно проходит анкетирования, благодаря которому родители могут повлиять на блюда в меню. Каждая школа, как и каждый ребенок, индивидуальна. Где-то больше любят рыбу, а где-то курицу. Все эти пожелания стараемся участь.

Формируем важные пищевые привычки

Для школьников столовая - это не только место для еды, но и площадка для общения. У ритуала «строимся парами, идем в столовую» есть и еще один важный смысл - формирование правильных привычек питания и соблюдения режима питания.

- Привычки питания, полученные в школьные годы, сохраняются на всю жизнь. Формироваться эти привычки должны в семье, как и культура питания. Но это не всегда так. И тут на помощь приходит столовая. Она становится тем местом, где ребенок усваивает основы здорового питания, привыкает к режиму и культуры питания, - отмечает Сергей Ивашин.

Конечно, школьная столовая не ресторан. Вкусовые требования каждого ребенка здесь не учитывают, но вот за пользу и качество блюд отвечают.

Все под жестким контролем

На кухню школьного комбината питания берут только поваров с профильным образованием. Шеф-повара и технологи, которые контролируют процесс - только с высшим образованием.

В «Комбинате питания» для персонала регулярно проводят мастер-классы. Особенно перед учебным годом. Каждый год школьный комбинат питания радует новинками. Так в меню появился шницель из куриных грудок. Что нового будет в этом году, повара пока не рассказывают, но 2-3 новых блюда обещают.

В отличие от салата из кулинарии за углом и пирожков в соседнем магазине, за которыми ребенок может успеть сбегать за перемену, еда в столовой проходит несколько проверок.

- Все продукты, которые мы используем, проходят три ступени контроля. Несертифицированные не пройдут. Нашу работу регулярно проверяют надзорные ведомства: роспотребнадзор, прокуратура. Внутренний контроль осуществляют технологи. Кормить детей - это особая ответственность. У нас есть уникальный опыт по обеспечению питанием большого количества людей в нестандартных условиях. Уже три года подряд одно из наших поздразделений на Мастрюковских озерах кормит участников крупнейшего молодежного форума ПФО «iВолга». А это около 9000 ребят.

Накормить всех - миссия выполнима

Чтобы кормить форумчан, компания участвует в непростом конкурсе и уже третий год подтверждает свой статус лучшего. Участники «iВолги» с этим совершенно согласны.

- Я на форуме уже второй год. Мы вместе с организаторами, экспертами и журналистами ели в столовой. Насколько я знаю, питание там ничем не отличалось от того, что давали участникам в палаточных лагерях. Как всегда незабываем прекрасный иволжский чай. Кто хоть раз его пробовал, тот поймет. Кроме обычной «столовской» еды часто давали фрукты: апельсины, яблоки. Едой довольны. Все было замечательно, - отметил помощник руководителя смены «Инфограмм» Кирилл Ляхманов.

Участники отмечают, что с каждым годом еда на форуме становится все разнообразнее и вкуснее.

- Последние несколько лет питание изумительное. Я участвую в форуме уже много лет. Как-то в самом начале у нас в меню была одна картошка. Последние три года такого нет. Меню разнообразное: и солянка, и сардельки, и капуста. Все свежее и качественное. Очень понравились тефтельки. С каждым годом питание становится лучше и лучше, - констатирует тим-лидер смены «Ты предприниматель» Владимир Жуганов.

Все участники форума завтракали, обедали и ужинали в палаточных лагерях. И при этом нужно было соблюдать все правила СанПиН.

- Я был тем человеком, который раскладывал еду по тарелкам в палаточном лагере. У нас все было строго: на голове шапочка, на руках одноразовые перчатки, - продолжает рассказывать Владимир. - За несколько дней до начала смены для нас провели мастер-класс. Показали, какой должна быть порция, как верно накладывать. Все инструкции нам дали. Едой ребята были довольны, почти ничего не оставалось.

Чтобы еда всегда была свежей и вкусной, ее привозили в специальных термосах.

- Условия на «Иволге» непростые: нет своей кухни, вокруг чистое поле. На территории Мастрюковских озер есть две столовые, скорее их можно назвать пунктами выдачи еды. Еда на форуме почти не отличалась от школьного питания. Нормы и требования те же, меню строго согласованное. Мы понимаем настолько это ответственно, кормить людей, свою работу делаем на совесть, - заключил Сергей Ивашин.

После такой летней тренировки в нестандартных условиях АО «Комбинат питания» готов обеспечить питательными завтраками, полезными обедами и сбалансированными полдниками даже самых привередливых школьников. Чтобы ребята успешно усваивали образовательные программы, росли и развивались, а их родители не переживали о том, что едят дети.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ С «iВолги 2:0»

300 термосов от 15 по 36 литров использовали для доставки еды,

Участники съели:

2 тонны риса.

5,5 тонн картофеля.

2 тонны яблок.

www.samara.kp.ru

Материал по теме: Об организации питания в школе

ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ В ШКОЛЕ

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы»

В.А.Сухомлинский

 Необходимость серьезно заниматься формированием культуры здоровья в системе общего образования обусловлена рядом объективных причин:

фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период;

в этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых ребенком в специально проецируемой деятельности;

школьный период в развитии наиболее сенситивен в формировании ключевых знаний об особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения и развития здоровья.

Рациональное питание обучающихся - одно из условий создания здоровьесберегающей среды в общеобразовательных учреждениях, снижения отрицательных эффектов и последствий функционирования системы образования. Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии. Важнейшим условием для поддержания здоровья, высокой работоспособности и выносливости человека является полноценное и правильное питание. Вопросы организации школьного питания в последние годы вызывают повышенный интерес. Основу предполагаемых подходов составляет внедрение новых схем питания школьников и использование современного высококачественного оборудования, позволяющего при минимальных затратах обеспечить питание школьников на уровне требований сегодняшнего дня. Поэтому администрация МОУ “Гимназия №1» города Курчатова сегодня уделяет большое внимание вопросам жизни и здоровья детей и подростков. Особенно сейчас остро встал вопрос об организации правильного школьного питания. Питание должно быть сбалансированным, в течение дня ребенок должен получать необходимый для этого минимум пищевых и минеральных веществ. Если учесть, что большую часть времени дети проводят в школе, то и полноценно питаться они должны здесь же.

ОРГАНИЗАЦИЯ СБАЛАНСИРОВАННОГО ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

            Аппетит приходит во время еды.

                                           Пословица

Сбалансированное питание – один из основных факторов, ответственных за здоровье человека. Для детей школьного возраста это имеет особое значение в связи с особенностями роста и развития в этот период, а также в связи с интенсивной учебной нагрузкой. Организация рационального питания учащихся является одним из ключевых факторов поддержания их здоровья и эффективности обучения в школе. Рабочий день нашего школьника начинается в 8 утра. Заканчивается в 15-16 часов. Его школьные будни требуют активной мозговой работы и напряжения. Энергетическая подпитка на перемене – и опять в класс. И очень важно, чтобы «подпитка» состояла из вкусной и здоровой пищи.

В меню учащихся систематически включаются блюда из мяса, рыбы, молока. В целях совершенствования организации питания детей и для профилактики авитаминоза и ОРВИ у учащихся гимназии, в рационе используется аскорбиновая кислота. В столовой проводится работа по отбору суточных проб готовой продукции. Выполняются требования к организации питьевого режима.

Ежедневно до девяти часов утра происходит учет наличного состава обучающихся, производится корректировка предварительных заказов предыдущего дня. В конце дня производится учет и сверка наличного состава обучающихся и количества выданных в столовой порций. Это позволяет выявить тех детей, кто не получил питания, выяснить причину и принять соответствующие меры. Ежемесячно ведется оформление документации и отчета за безналичные средства перед комитетом по образованию района.

 Проводится анкетирование родителей и учащихся по вопросам качества продуктов и изготавливаемых блюд, ассортименту и стоимости питания. Результаты опросов и предложения выносятся для обсуждения на родительских собраниях и с обслуживающим персоналом столовой. Так, по результатам опроса анкеты «Мое настроение после обеда», проведенное в 2010 году 85% старшеклассников и 99% учащихся начальных классов покидают столовую с хорошим настроением. Регулярно, на общешкольном родительском собрании, зам. директора школы по ВР Акимова Н.А. информирует родителей об организации горячего питания в школе. Отзывы о работе, форме и культуре обслуживания в школьной столовой со стороны учащихся, родителей, учителей только хорошие. Так, по результатам анкеты «Питание глазами родителей» на вопрос - удовлетворяет ли Вас система организации питания в школе? - 90% родителей дали положительный ответ. А на вопрос - удовлетворены ли Вы качеством приготовления пищи? – 85% родителей ответили «Да».

График питания

10.00. – 10.15. – 15 минут – для обучающихся 1-4 классов и 10 класса.

10.55. – 11.10. – 15 минут – для обучающиеся 5-9 классов.

13.00. - 13.20. – обед для ГПД

СПИСОК

учащихся 1В класса, питающихся в школьной столовой

№ п/п

Ф.И.

Завтрак

Обед

Полдник

Буфет

1.

Божко Татьяна

+

+

+

-

2.

Бондарева Анастасия

+

+

+

+

3.

Галицын Иван

+

+

+

-

4.

Гусев Роман

+

+

+

+

5.

Золотарев Радомир

+

+

+

+

6.

Леохина Ирина

+

+

+

-

7.

Мисюрев Максим

+

+

+

+

8.

Мишин Кирилл

+

+

+

-

9.

Репин Даниил

+

+

+

+

10.

Середина Екатерина

+

-

-

+

11.

Тютюникова Светлана

+

+

+

+

12.

Четвериков Евгений

+

-

+

+

13.

Щедрин Александр

+

+

+

-

Итого: завтрак – 13 уч. (100%)

             обед – 11 уч. (82%)

             полдник – 12 уч. (92%)

             посещают буфет – 8 уч. (61,5%)

Учащиеся, не получающие обед в школьной столовой, питаются дома, т.к. после уроков уходят домой и приходят на занятия по внеурочной деятельности.

Т.о. горячим питанием в школьной столовой охвачено 11 учащихся 1В класса (82%), 2 учащихся обеспечены в обеденное время горячим питанием дома.

Вывод: условия обеспечения горячим питанием учащихся 1В класса выполняются в полном объеме.

ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ ПИТАНИЯ

Очень важно, чтобы школа стала началом распространения знаний и умений в построении здорового питания. В моем классе 13 учеников. Все они посещают школьную столовую (завтрак, обед, полдник) и буфет. Из них 10 – питаются за деньги, а 3 – бесплатно. Родители регулярно оплачивают горячее питание, а также многим детям дают деньги на посещение буфета. Тем не менее, я регулярно затрагиваю вопросы о горячем питании в столовой на родительских собраниях (обсуждение качества школьного питания, анкетирование,  отслеживание динамики заболеваний и др.) Также предусмотрен родительский лекторий «Сбалансированное питание и успехи в учебе» с приглашением медработника школы Цыганковой В.И.

В планирование воспитательной работы с классом мною включен раздел «Звездочки в здоровье».

 Цель: обеспечение здорового питания школьников в целях сохранения и укрепления их здоровья, а также профилактики заболеваний.

Задачи:

  1. обеспечение горячим питанием в школьной столовой всех учащихся класса.
  2. организация образовательно-разъяснительной работы по вопросам здорового питания.
  3. отслеживание качества школьного питания, в том числе учитывая показатели снижения заболеваемости, отзывы родителей и детей.

Для формирования правильного пищевого поведения, воспитания культуры питания и ответственности за свое здоровье у детей регулярно провожу беседы «Разговор о правильном питании», во внеклассной работе проводили игру «Азбука здорового питания», выпустили стенгазету «Правильное питание», проведено совместное родительское собрание «Здоровье нашей семьи», «Рецепты моей бабушки». Во внеурочной деятельности я веду кружок «Уроки Айболита», одной из главных целей которого является пропаганда и приобщение детей к здоровому образу жизни, правильному, сбалансированному питанию. Традиция нашего класса – чаепитие, помогает ребятам познакомиться со столовым этикетом, правилами сервировки стола.

Отзывы учащихся о школьной столовой

Я в столовой - отличник. Все съедаю, и Татьяна Сергеевна мне пятерки ставит. Вот бы так на уроках!

                                                                                                                                         Гусев Роман

С нетерпением жду переменку после первого урока. Мы идем в столовую. Особенно люблю омлет и пшенную кашу. Обедаю я тоже в столовой. Повара готовят очень вкусные котлеты. У мамы такие не получаются.

                                                                                                                              Бондарева Анастасия

Как приятно после прогулки зайти в столовую! Красиво, уютно. А в тарелке горячий супчик меня дожидается. Очень люблю рассольник и борщ. Мой папа говорит: «Борщ и хлеб в животе хозяин!»

                                                                                                                                                Галицын Иван

                                                                                              БЛАГОДАРНОСТЬ ПОВАРАМ

В нашей школе повара

На все руки мастера!

Варят борщ, рассольник, каши –

Радуют желудки наши,

А оладики пекут –

Слюнки сразу же текут.

И тефтели, и котлетки,

Чтобы подрастали детки.

Много блюд разнообразных!

Каждый день – как будто праздник!

За накрытыми столами

Мы сидели бы часами.

С удовольствием едим!

                                                                                                  Поваров благодарим!    

Ученики 1В класса.

                                                                                                                                           

Отзывы родителей о питании в школьной столовой.

Тютюникова Е.Н.

Моя дочь Света учится в 1 классе. Ей очень нравится питание в столовой. Готовят повара вкусно и разнообразно.

Галицына Е.А.

Я иногда бываю в школьной столовой. Столовая чистая и уютная, повара приветливы. Сын Ваня с удовольствием питается в школе и ему нравится все, что готовят повара.

Божко Т.А.

Питается моя дочь в школьной столовой с удовольствием. Все, что готовят, вкусно. Иногда просит меня приготовить что-нибудь, что готовили в школьной столовой.

Кондрашова Е.Н. зам. директора по УВР.

В нашей столовой детей обеспечивают только качественным питанием. Продукты всегда свежие. Ежедневно питаются абсолютно все школьники. Столовая имеет хорошую оснащенность, хорошее санитарное состояние. Высокая культура обслуживания, повара вежливы по отношению к детям. Школа заботится не только о питании детей в школьной столовой, но и ведет пропаганду  здорового питания. Постоянно проводятся классные часы, мероприятия о здоровом питании: " Здоровье не купишь", "Что мы едим", "О вкусной и здоровой пище", педлекторий "Питание и здоровье". В рамках программы "Разговор о правильном питании" учителями начальных классов проводится цикл мероприятий посвященных здоровому питанию: классные часы, практикумы, беседы, путешествия, презентации.

Анкета "Питание глазами обучающихся"

Удовлетворяет ли тебя система организации питания в школе?

Устраивает ли тебя ежедневное меню?

Удовлетворен ли ты качеством приготовления пищи?

Удовлетворен ли ты работой обслуживающего персонала?

Удовлетворен ли ты графиком питания. Твои предложения.

Считаешь ли ты, что горячее питание повышает твою успеваемость?

Анкета "Питание глазами родителей"

Удовлетворяет ли Вас система организации питания в школе?

Считаете ли Вы рациональным организацию горячего питания в школе?

Удовлетворены ли Вы санитарным состоянием столовой?

Удовлетворены ли Вы качеством приготовления пищи?

Удовлетворены ли Вы работой буфета?

Анкета для ученика "Завтракал ли ты?"

Что ты ел на завтрак?

Считаешь ли ты завтрак необходимым?

Какие твои любимые овощи?

 Какие овощи ты не ешь?

Сколько раз в день ты ешь овощи?

Любишь ли ты фрукты?

Какие фрукты твои любимые?

Сколько раз в день ты ешь свежие фрукты?

Что ты ешь чаще всего между основными приемами пищи?

Какой напиток ты пьешь чаще всего?

Считаешь ли ты продукты, которые употребляешь полезными для себя?

Считаешь ли ты, что твой вес: нормальный, избыточный, недостаточный?

nsportal.ru


Смотрите также